Рекомендуем всем интересующимся посмотреть фильм об истории наших классов, авторами которого являются наши выпускники, известные петербургские журналисты Федор Погорелов и Александр Андреев.
1992 г. По инициативе петербургских лингвистов д. ф. н. проф. А. Ю. и М. В. Русаковых и при поддержке ректора СПбГУ, д. ф. н. проф. Л. А. Вербицкой и директора Академической гимназии СПбГУ (АГ СПбГУ) С. П. Зеленина был впервые произведен набор в 6-й общеобразовательный класс (далее ОК) АГ СПбГУ, который обучался в помещениях Аничкова дворца.
1993–1997 гг. Общеобразовательных классы размещались в аудиториях географического факультета СПбГУ (10-я линия В. О., д. 33–35).
Сентябрь 1997 г. Сформировалась полная вертикаль с 6-го по 11-й класс. Администрация АГ передает общеобразовательные классы в ведение Василеостровского Управления образования и культуры (УОК). Классы присоединяют к 642-й школе Василеостровского района.
1 декабря 1997 г. Занятия начинаются в арендованных помещениях ДК им. Горького.
Июнь 1998 г. Первый выпуск ОК. Выпускники получили аттестаты школы № 642. Выходит приказ, разрешающий набор в 6-й класс школы, создаваемой на основе ОК при университете.
7 сентября 1998 г. Торжественная линейка, посвященная открытию школы № 633 при СПбГУ по адресу: ул. Камская, 16 А.
14 сентября 1998 г. Назначение директором школы № 633 Кулик В. М.
28 сентября 1998 г. Собрание учителей выражает недоверие директору.
4 октября 1998 г. СЭС Василеостровского района опечатывает здание и останавливает учебный процесс.
9 октября 1998 г. Собрание учителей и родителей в 24-й гимназии В. О., на котором оглашается приказ о ликвидации школы № 633 и включении классов в состав школы № 7. Педагогический и родительский коллектив отказываются от выполнения приказа.
13 октября 1998 г. Ректор СПбГУ проводит совещание с городскими и районными руководителями учреждений по управлению образованием и культурой. Результат совещания — решение о возвращении ОК в структуру АГ СПбГУ. Старшие классы (9–11) обучаются в главном здании АГ (пер. Каховского, 9), а младшие (6–8) — по адресу: ул. Шевченко, 91 Б.
«Курируемый ведущим сотрудником нашего института С. Г. Смирновым опыт работы ОК АГ СПбГУ представляет значительную ценность для российской педагогической науки… В сложных бытовых условиях последних лет учителя этих классов сумели сохранить доверие учеников, родителей и научных консультантов из РАО к своей системе обучения и воспитания».
Директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, профессор Г. Д. Глейзер
Май 2000 г. Методическая комиссия СПбГУ принимает решение о расформировании ОК АГ СПбГУ. После ректорского совещания с участием представителей педагогического коллектива и родителей существующие ОК были сохранены в структуре АГ СПбГУ, но набор в 6-й класс был запрещен.
«…Вызывает удивление, что этим классам не находится места ни в рамках Академической гимназии СПбГУ, ни в общегородской структуре школьного образования… Если не изменить ситуацию, то через четыре года город потеряет ценный педагогический опыт, который представляет несомненный интерес для российской педагогической науки и практики».
Председатель Президиума СПбНЦ РАН, академик, депутат ГД РФ Ж. И. Алферов
2001 г. Общеобразовательные классы под названием «гимназические классы» разместились в школе № 371 Московского района (ул. Благодатная, д. 36).
Ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, к. и. н. С. Г. Смирнов:
«Трудно первые десять лет… Внимательное наблюдение за тем, как складываются судьбы новых интересных школ (созданных по инициативе „снизу“, а не по указке сверху), показывает, что как только заканчиваются внешние трудности, обретается здание, появляется номер, так почти сразу начинаются гораздо более серьезные внутренние проблемы.
Вообще, трудности — вещь великая и замечательная. Настоящие гимназисты не могут вырасти там, где мало трудностей. Вот и происходит миграция способных учеников из одних школ в другие — в поисках бо́льших трудностей. Скажу еще более резко: пока разных трудностей хватает, школа процветает. Выражается процветание в непрерывной смене все новых и новых целей жизни и труда. Почему этот странный стиль жизни так важен для умных людей? Потому что совсем неважно, насколько они уже умны! Гораздо важнее то, как быстро они умеют умнеть в нашем быстро меняющемся мире! Кто умнеет каждый день или месяц, тот выживает, оставаясь человеком; а кто застывает в накопленном уме, тот превращается в долговечное дерево вроде баобаба. Можно назвать такого субъекта (или объекта?) цветочком, а можно — дубиной; все это будет правдой, но песен о таких объектах не поют. Итак, жизнь настоящего (притом везучего) человека складывается из преодоления очередных препятствий и из придумывания новых, умных, трудностей сразу после того, как удалось одолеть очередную ловушку, подставленную природой. К сожалению, кроме умных трудностей есть и много глупых, борьба с которыми не заряжает энергией, а, наоборот, опустошает. Понимая, сколько таких глупых трудностей выпало на долю ООАГ, хочется заметить, что выжили и выживают они только благодаря умению находить трудности умные и ими питаться. По всем этим и многим другим причинам я могу пожелать нынешним гимназистам ООАГ и их учителям маленького простого везения: пусть никогда не иссякнут естественные препятствия на вашем трудном пути! Пусть еще долго (хотя бы еще десять лет) никто из вас не превратится в тот красивый пышный баобаб. Пусть каждому из вас всегда будет интересно с кем-нибудь в чем-нибудь посоревноваться, и пусть всегда под рукой найдется подходящий соперник! До поры до времени таких друзей-соперников щедро подбрасывает судьба. С годами она становится скупее на подарки; приходится самому искать и находить братьев по разуму — как я и нашел вас. Теперь я с аппетитом предвкушаю второе десятилетие нашего знакомства и сотрудничества. Спасибо вам всем! Не давайте мне скучать и глупеть — так же, как я не даю скучать вам!»
Июнь 2012 г. Бывшие гимназические классы 371-й школы под названием «академические» разместились в 4-м корпусе гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района (Морская набережная, д. 15, к. 2).