После четвертого класса жизнь в школе меняется. Все, что было привычным в первые годы ученичества, заканчивается. Теперь уроки будут проходить в разных кабинетах, с классным руководителем увидишься не каждый день, всякий предмет будет вести особый преподаватель. Нужно будет научиться новых учителей слышать, понимать, вести с ними диалог. Но и сам ты изменился за четыре года, и ожидания твои и твоих родителей, связанные со школой, тоже изменились. Если в первом классе очень важно было, чтобы школа располагалась поближе, а учитель был поласковее, то теперь хочется гораздо большего. Все школы разные, и возможности, которые открываются перед будущим пятиклассником, тоже разные. Как выбрать? На что обращать внимание? Что важно? А выбирать нужно, ведь, даже оставаясь в прежней школе, ты тем самым уже совершаешь свой выбор, поскольку именно там начинаешь этот новый этап пути. А может быть, попробовать узнать о школах побольше? О своей старой, о других — ближних и не очень, о новых школах, о школах с историей. Чтобы выбирать осознанно, ответственно, а не в случайном порыве.
Ведь совсем не обязательно, если полюбилась математика, уже в 10–11 лет искать школу с глубоким математическим уклоном. Во-первых, интересы с возрастом расширяются, а во-вторых, хорошая математика станет еще лучше, если будет поддержана свободным иностранным языком, широкой начитанностью и пониманием законов устройства жизни на Земле. Выбирая свой путь в средней школе, будущему пятикласснику и его родителям нужно искать место, где учитель станет интересным собеседником, поможет правильно поставить вопрос и поискать разные пути его решения, какая бы тема ни изучалась.
Загляните в учебники, просмотрите образовательные стандарты. Вы увидите, как много зависит от учителя, его настроя, его позиции. Чтобы учеба не превратилась в имитацию, в подмену творческого размышления и выработки собственного мнения механическим поиском тут же забываемой информации, каждый учитель должен нести в класс свой интерес, свой задор и свой взгляд на предмет.
Очень важно не утратить в средней школе любознательности, упорства в решении возникающих задач, желания добраться до сути обсуждаемых на уроках проблем. Хорошо, когда каждый школьный предмет задевает за живое, будит мысль, а все вместе они дают прочную базу для формирования мировоззрения. Но для этого нужно найти такое место, где каждый учитель, обожая свою науку, может опереться на то, что делают коллеги. В 1990-е годы создавались школы, в которые приходили работать преподаватели вузов, ученые из институтов Академии наук, специалисты, жизнь отдающие поиску научной истины и так воспитывающие своих учеников — студентов и школьников. Стало понятно, что думающего биолога, историка, физика можно вырастить, только если в школьные годы он не разучился спрашивать, думать, мучиться в поисках ответа на возникшие вопросы. Некоторые из этих школ сумели сохраниться и существуют по сей день. Они очень ждут живых, еще не заскучавших, любящих читать и думать, готовых трудиться учеников.
В 642-ю школу на Морскую набережную, в дом 15, корпус 2 переезжают лингво-математические классы с двадцатилетней историей. Здесь учитель литературы сам написал учебник, герои которого, поэты XVIII века, обычно забываются школьной программой. И вот И. А. Крылов уже не единственный русский баснописец в сознании восьмиклассника, а целая жизнь басни и история стоящей за ней острой политической дискуссии открывается 14-летнему человеку. Учитель химии зовет неравнодушных ставить самые настоящие научные опыты и своими глазами наблюдать, как себя чувствует больная подопытная мышь, если ее лечить не только новым лекарством, но и физическими упражнениями. Учитель языкознания везет желающих в летнюю школу в Эстонию и приглашает к ним читать лекции молодых ученых, способных сравнить грамматику алеутского и эскимосского языков так, что немедленно хочется мчаться к тем, кто еще говорит на этих языках. Историк водит шестиклассников в Эрмитаж не раз в год — на тематическую лекцию, а привычно, время от времени, чтобы погулять по залам и подробно обсудить некоторые экспонаты, и у класса возникает традиция — эрмитажные досуги.
О чем вспоминают выпускники? О капустниках и походах, поездках по Европе с учителем географии, конференциях и турнирах, олимпиадах и спектаклях, курсовых исследованиях и их защитах, шуточных стихах и розыгрышах. О том, как перед первым уроком старшеклассник спрашивал соседа по парте: «Тебя что заело, среда или рефлексия?» — и учитель литературы, прислушиваясь, довольно и лукаво улыбался.
Хочется, чтобы и нынешним четвероклассникам было чему улыбнуться, когда они закончат школу. Хочется, чтобы они понимали такие шутки. Хочется говорить с детьми на одном языке. Наверняка хочется всем думающим родителям.
Семья четвероклассника стоит перед непростым выбором, но ведь любой выбор — это ответственность за принятое решение.
Яна Эмильевна Ахапкина, 2012 год