В. В. Розанов:
«Школа нового типа, у нас и на Западе, вообще бескультурна; она бескультурна с малыми программами, как и с большими, естественными науками, как и с древними языками. И очень ясна причина этой бескультурности.
Задача и способы образования и особенно воспитания в ней преобразованы исключительно с требованиями бюрократического удобства, бюрократических навыков, установившихся способов руководить, работать, воздействовать, наконец, наблюдать, размышлять.
Восемь лет делать видимость умственного труда без всякого действительно умственного труда, без развития, без возрастания, без озарения, без просветления — к этому способны, это могут вынести лишь вялые, инертные души. Тайна в развенчании бюрократических форм, примененных к духовному деланию, в котором они вовсе не применимы; в создании условий культурного труда, культурного воздействия учителя на ученика, культурного восприятия учеником этих воздействий; в выработке идеальных способов воздействовать на духовные стороны в мальчике, юноше, девушке.
Дайте нам просвещенного, образованного человека, дайте нам человека не на словах гуманного — вот чего мы днем с огнем не можем отыскать; а уж будет ли он инженер, чиновник, учитель — это второстепенно».
Наша концепция:
- образование — самостоятельная абсолютная ценность, а не инструмент организации успешной жизни в будущем;
- образование — это труд, и развитие ребенка происходит только при ощутимой учебной нагрузке;
- школьные предметы не делятся на главные и второстепенные, так как каждый предмет играет важную роль в формировании личности;
- необходимо поддерживать и развивать у детей навык и вкус к решению самых разных проблем и задач;
- в современном мире требуется знание иностранных языков — мы обучаем трем европейским языкам;
- в школе ребята работают и общаются с особенными учителями — кандидатами наук, сотрудниками академических институтов, вузов, в частности СПбГУ.
Вращаясь в кругу своих сверстников, ребенок приобретает те знания, которые помогают ему быть полноценным членом детского сообщества, но есть и другое сообщество. Это сообщество взрослых. И чтобы реализоваться в нем, нужно знать не только правила дорожного движения и пользования метрополитеном. Вот для этого-то и существует наша школа, которая постепенно вводит ребенка в мир взрослых.
Всем известно, что по-настоящему гениальных детей мало. И опыт показывает, что настоящий талант дорогу себе пробьет. А вот просто способный ребенок, каких много, чаще всего оказывается способным сразу в нескольких областях, если не во всех. Не лишает ли его узкая специализация возможности проявить эти способности, то есть, по существу, развиваться? Счастливы те дети (и родители тех детей), кто может в 13–14 лет четко выделить одну, наиболее интересующую их сферу деятельности. Но много ли их на самом деле? И сколько из этих немногих могут еще более четко выбрать одну профессию? Кто когда-нибудь видел человека, который с детства мечтал бы стать, например, инженером-системотехником? Это все равно, что мечтать стать чемпионом мира по бегу с барьерами. И не потому, что это неинтересная профессия. Но для того, чтобы выбрать ее, нужно знать о ней немножко больше, чем может знать обычный школьник. Поэтому на деле выбор обычно совершают родители. И принцип их прост: если тройка по математике, значит, гуманитарий, если по русскому языку — математик или, на худой конец, биолог. Между тем обычная школьная программа рассчитана на среднего, а не выдающегося ребенка, и тройка, а иногда и двойка по предмету чаще всего означает всего лишь отсутствие интереса к предмету, но никак не способностей.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, мог справляться с трудностями, нестандартно мыслить, отстаивать свою точку зрения и успешно решать задачи, которые поставит перед ним жизнь, вам необходима школа, в которой ваш ребенок получит систематическое серьезное образование. Заметьте, не школа, где обучат хорошо только математике или только физике, наконец, только иностранным языкам. Речь идет о систематическом образовании! Когда все предметы изучаются серьезно, когда ребенка учат видеть взаимосвязь различных областей человеческих знаний, а знания и образование считать самоценными.
Академические классы гимназии № 642 предлагают именно такое образование. Здесь изучают углубленно и математику и английский язык (и еще два европейских языка), а, кроме того, ученые из СПбГУ и других высших учебных заведений на спецкурсах занимаются с учениками программированием, биохимией, философией, астрономией, высшей математикой, лингвистикой и испанским языком. Словом, на любой вкус!
Мы не против специализации, но она должна касаться тех, кому она действительно нужна. А повышение уровня образования в стране видится нам в cистематическом образовании, опирающемся на систему кружков и факультативов. Мы не ставим перед собой задачу подготовить своих учеников к какой-то конкретной будущей профессии — мы стремимся выпустить из школы образованных людей.