Φιλοσοφία
Юноши и девушки, на наших встречах мы ведём беседу вокруг текста, который загодя читаем дома. Мы входим в опыт чтения, свободного говорения о, сомышления (commentis). Мы говорим друг с другом и людьми, которые написали философские тексты. Платон, Аристотель Ницше, Честертон, Фуко, Бодрийяр, Декарт и кто угодно ещё.
Аристотель говорил: «Есть масса полезных занятий: эротика, политика, война». То есть, понятно, никто не говорит про работу и торговлю. Работа — это позор для грека. Также как для христианского человека работа — это проклятие. Об этом речь не ведётся. Эротика, политика и война — это то, в чём может исполняться человеческое. И это, безусловно, нужные, важные, полезные занятия.
Но есть одно занятие, абсолютно бесполезное, и лучше его нет — это философия.
Только бесполезные занятия являются самыми лучшими — избыточные образования, которые не нужны ни для чего. Мы догадываемся, что по большому счету вся арматура человеческого мира, она вся собрана из избыточных вещей. Ну, зачем нужна пирамида? А зачем нужен монах, зачем нужна совесть, в конечном счете? Кельтские кромлехи или истуканы Пасхи? Такого рода штуки можно называть антропогенными машинами, человекосозидающими машинами, которые извлекают такую форму, как антропос, из персти земной. В этом смысле даже если человек произошёл от обезьяны (точнее у них был общий предок), то человек всё-таки — анти-обезьяна. Это такое странное существо, которое, подобно Мюнхгаузену, вытаскивает себя за косицу из природной гилетики. Что делает антропогенное желание? Оно бесконечно насилует отприродность, прежде всего свою собственную: будут ли это рассечки татуажа, будет ли это ритуальная война, будет ли это смерть из соображений чистого престижа — штуки абсолютно бесполезные.
Анатолий Ульянов.
Записаться на кружок: http://goo.gl/forms/pFGdrrnolR