Pupils/2014/Byliny

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Былина

Термин

БЫЛИНА — фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие прошлого (отсюда другие диалектные названия былин — "старина", "старинушка", подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин "былина" в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807-1863).

Исторические этапы развития былины

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9-11 вв., другие — к 11-13 вв. Несомненно одно — просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые — более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.

В.Я.Пропп полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Для подобных былин характерны элементы, значимые и для волшебной сказки, в частности: утроение сюжетных слагаемых (Илья у распутья наезжает на камень с надписью, предвещающей ту или иную судьбу, и последовательно избирает каждую из трех дорог), запрет и нарушение запрета (Добрыне запрещено купаться в Пучай-реке), а также наличие древних мифологических элементов (Волх, родившийся от отца-змея, обладает даром перевоплощения в животных, Тугарин Змеевич в разных вариантах былины предстает то змеем, то змеем, наделенным антропоморфными чертами, то существом природы то ли человеческой, то ли змеиной; так же и Соловей-разбойник оказывается то ли птицей, то ли человеком, а то и соединяет в себе те и другие черты).

Представители русской "мифологической школы" делили героев былин на "старших" и "младших" богатырей. По их мнению, "старшие" (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси (перевоплощение, магия и пр.). "Младшие" богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) — богатыри более поздней эпохи феодального строя.

Историческая действительность в былинах

Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах не прямолинейно. «Попытки ученых подставить на место былинных ситуаций, конфликтов, персонажей, вещей, ситуации и конфликты, зафиксированные летописью, точно датируемые, найти для богатырей реальных прототипов между деятелями русской и зарубежной истории практически обречены на неудачу и теоретически несостоятельны: принципы летописного, археологического, этнографически точного воспроизведения жизни былине не свойственны» (Б.Н.Путилов). Былина -- это повествование о давно прошедшем подвиге богатыря - русского воина. Главная функция былин -- сформировать представление о мощи и силе русского народа, а не передать какой-нибудь исторический факт. В то же время за многими былинными эпизодами угадываются (и только угадываются!) реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в истории. Примечателен и тот факт, что в былинах с некоторой точностью переданы определенные детали быта, а зачастую верно описана местность, где разворачивается действие. Однако нужно помнить, что народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Притом сам жанр существовал до середины XX в., а значит происходила компрессия исторических фактов и лиц: за изображаемыми событиями и образами героев к моменту собирания былин в XIX веке уже стоял не один, и не два прототипа, а десятки.

Циклизация былин

Хотя в силу особых исторических условий на Руси так и не оформился цельный эпос, разрозненные эпические песни складываются в циклы либо вокруг какого-либо героя, либо по общности местности, где они бытовали. Классификации былин, которая была бы единодушно принята всеми исследователями, не существует, тем не менее, принято выделять былины киевского, или "владимирова" и новгородского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Киевский или "владимиров" цикл. В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев — центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла — явление не местное, характерное только для киевской области, напротив — былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).

Новгородский цикл. Былины резко отличаются от былин "владимирова" цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.

Собирание и публикация русских былин

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40-60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831-1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861-1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831-1872), П.В.Киреевского (1808-1856), Н.Е.Ончукова (1872-1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20-30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

Исторические песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — группа эпических песен. Это песни, отражающие эпоху, более позднюю, чем былины: события XVI—XVII в.в. — и в более отчетливом, чем в былинах, сохранении исторических имен и событий. Особенно много исторических песен посвящено Иоанну Грозному, Ермаку и взятию Сибири; затем есть исторические песни о Смутном времени, из эпохи церковного раскола XVII века (песни о взятии Соловецкого монастыря), о Петре Великом. По объему своему исторические песни обычно меньше былин; пользуясь в общем былинной поэтикой, историческая песня, однако, более бедна традиционными художественными формулами и приемами: общими местами, ретардацией, повторениями, сравнениями. С постепенной социальной дифференциацией обособляются и более специфические виды исторической песни. Роль казачества, сыгранная им в походах Ермака, событиях Смутного времени и др., выделила из круга исторических песен особую ветвь песен казачьих, в свою очередь перешедших в т. н. песни разбойничьи, ср., напр., песни о Стеньке Разине, Пугачеве. С эпохи Петра, с установлением и дальнейшим ростом солдатчины, выделяется и еще новый вид песни — песни солдатской, развивающейся в свой особый ритмический строй и поэтику. См. песни о смерти Петра I, о турецких походах Екатерининского времени, о французах 12-го года, о событиях 14-го декабря 1825 года и о военных событиях второй половины XIX века, а потом и Первой мировой войны и других войнах ХХ века.

В исторических песнях другие принципы изображения истории, нежели в былине: в историческую песню попадают скандальные, "жареные" события, важные для того момента времени, когда они происходили (например, свадьба царя, его военный поход, военные победы, бунты и пр). Это те события, о которых ходят слухи (в современной ситуации это события, попадающие на страницы желтой прессы, напр., "Комсомольской правды"). Историческую песню складывали по "горячим следам", поэтому в ней можно обнаружить действительную связь с некоторыми историческими обстоятельствами (напр.. Петр I и вправду воевал со шведами), но, как и в случае с былиной, нужно помнить, что задачей фольклора не является достоверное отражение истории. Устное бытование исторических песен неизбежно приводило к "затемнению" изначального сюжета, смешиванию лиц и пр.