Общегородская открытая олимпиада
для учащихся 4-х классов
«Интеллектуальное многоборье»
В 2001–2002 учебном году под эгидой Санкт-Петербургского союза ученых по инициативе педагогического коллектива классов с углубленным изучением языков и математики впервые была проведена олимпиада для пятиклассников «Интеллектуальное многоборье». С этого момента «Интеллектуальное многоборье» проводится ежегодно (за исключением 2020 года, когда олимпиада была отменена из-за пандемии). За прошедшие годы в этой олимпиаде приняло участие несколько тысяч школьников из почти ста школ Санкт-Петербурга.
ОРГАНИЗАТОРЫ ОЛИМПИАДЫ:
- педагогический коллектив академических классов с углубленным изучением языков и математики,
- гимназия №642 «Земля и Вселенная».
ЦЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ:
выявление учащихся, обладающих логико-лингвистическими способностями, высоким общим уровнем развития и творческим потенциалом для научно-исследовательской деятельности.
Олимпиадные задания распределены по трем направлениям: математика, лингвистика, общекультурный блок.
Олимпиада проводится по адресу: Санкт-Петербург, Морская наб., д. 15, к. 2.
Продолжительность олимпиады 2 часа 30 минут.
Каждый участник выполняет задания по всем направлениям индивидуально. Пользоваться мобильными телефонами и другими техническими средствами во время «Интеллектуального многоборья» запрещено.
С собой необходимо принести сменную обувь или бахилы. Рекомендуем также иметь средства индивидуальной защиты (маску).
Победители награждаются дипломами и ценными подарками.
Для участия в «Интеллектуальном многоборье» необходимо заполнить регистрационную форму текущего года в разделах сайта «Набор» или «Для поступающих»!
Регистрация прекращается в тот момент, когда количество участников превышает количество посадочных мест.
Примеры заданий
ДИКТАНТ
Наконец лес кончился, и охотники вышли на обширную поляну. На юге она доходила до крутого склона гор. Геологов манило к себе ущелье в горах, и все направились к нему. Внезапно путешественники заметили, что на северной окраине поляны пасется стадо ящеров. Одни обрывали толстыми губами побеги папоротников, другие кормились молодой травкой. Иногда они делали неуклюжие прыжки и начинали резвиться и гоняться друг за другом.
Молодой ящер был ростом с человека, его тело покоилось на длинных задних ногах и гигантском хвосте. Передние ноги были коротки и имели пять пальцев с большими острыми когтями. Было очевидно, что животное предпочитает вертикальное положение горизонтальному. Тело было совершенно голое, как у лягушки, а кожа — скользкая и холодная.
Путешественники решили не упускать такой интересный случай и вернулись к опушке леса, чтобы сделать фотографии пасущихся животных (128 слов).
ЛИНГВИСТИКА
1. Как называются специальные помещения для содержания и разведения следующих животных?
Пример: Корова — коровник
Свинья —
Голубь —
Овца —
Змея —
Петух —
Собака —
Дельфин —
Лошадь —
2. Допишите следующие пословицы:
Пошли дурака Богу молиться, …
Не плюй в колодец, …
… один раз отрежь.
Чем дальше в лес, …
… дальше будешь.
Пуганая ворона …
… шапка горит.
3. Даны устойчивые словосочетания: умом тронуться, язык проглотишь, ума палата, глаза разбегаются, сломя голову, язык проглотил, сломать голову, увязнуть по уши, показать где раки зимуют, взять быка за рога, разбиться в лепешку, почивать на лаврах, заткнуть за пояс, курам на смех.
Впишите соответствующие по смыслу словосочетания в пропуски в следующем тексте:
Петя <…>, пытаясь решить олимпиадные задачи. А Вася <…> бросился их решать и быстро решил почти все — вот что значит <…>. У Пети сначала <…> от количества задач. Он <…> в первой же задаче и в результате решил совсем мало — просто <…>. Васе, как победителю, вручили торт, такой вкусный, что <…>. Петя поздравил Васю и сказал: «Ты меня сегодня <…>». Петя сильно переживал свою неудачу — молчал несколько дней, как будто <…>. Так расстраивался, что многие стали опасаться, как бы он не <…>. Но, к счастью, все обошлось. Петя пообещал <…>, но в следующий раз на олимпиаде Васю обойти. Если Вася будет <…>, а Петя действительно <…>, то Петя в следующий раз Васе и всем остальным <…>.
МАТЕМАТИКА
1. Вычислить:
314 × 2005 =
96 + 84 ∶ 12 − 9 =
70357 ∶ 19 =
2. Миша ходит в бассейн один раз в три дня, Вася — один раз в четыре дня, а Коля — один раз в пять дней. Они встретились в бассейне в понедельник. Через сколько дней и в какой день недели они встретятся снова?
3. Катя и ее друзья встали в круг. Оказалось, что оба соседа каждого ребенка одного пола. Мальчиков среди Катиных друзей — пять. А сколько девочек?
4. В ящике лежат 100 белых, 100 красных, 100 синих и 100 черных шаров. Какое наименьшее число шаров нужно вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы среди них оказалось не меньше, чем три шара одного цвета?
5. Маша доходит от дома до школы за 12 минут, а ее брат Миша добегает до школы и обратно без остановки за 8 минут. Во сколько раз скорость Миши больше, чем скорость Маши?
6. Чему равна сумма двух чисел, если она на три больше одного из этих чисел и на четыре больше другого?
7. В семье четверо детей — им 5, 8, 13 и 15 лет. Их имена, написанные в перепутанном порядке, — Таня, Юра, Света, Лена. Одна девочка ходит в детский сад, Таня старше Юры, а сумма лет Тани и Светы делится на 3. Сколько лет Лене?
8. По контракту Джону полагалось 48 долларов за каждый отработанный день, а за каждый прогул с него взыскивалось по 12 долларов. Через тридцать дней Джон узнал, что ему ничего не причитается, но и он ничего не должен. Сколько дней из тридцати Джон работал, а сколько прогулял?
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ БЛОК